До какого возраста считается молодежь по закону. Молодежь и молодежная политика

Ежегодно 27 июня в России отмечается День молодёжи. К ней в РФ могут себя причислить 27% населения. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики, утверждённой распоряжением Правительства 18 декабря 2006 года, к категории молодёжи в России относятся граждане от 14 до 30 лет.

Социально-возрастные группы молодёжи

Молодёжь как социально-возрастную группу можно разделить на несколько подгрупп:​

Младшая группа: подростки до 18 лет (учащиеся), которые находятся на иждивении родителей. Они продолжают или завершают получение общего или специального образования и не имеют полноценных гражданских прав (избирательных, вступления в брак).

- Средняя группа: молодёжь 18-24 года (студенты, молодые рабочие). Часть из них уже живут отдельно от родителей на собственные доходы. В этом возрасте идёт активное вступление в брак, формирование молодых семей, рождение первых детей. С 18 лет у молодёжи РФ наступает возраст полной юридической дееспособности. С этого момента гражданин России совершает любые юридические действия и несёт за них ответственность, хотя уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Старшая группа: молодые взрослые 25-30 лет — это люди, которые имеют определённую квалификацию и некоторый жизненный и профессиональный опыт.

Конституционные права и обязанности молодёжи:

Воинская обязанность для юношей (ст. 59 Конституции РФ); право на освобождение от призыва для отдельных категорий (ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе в РФ»); право на отсрочку от призыва имеют отдельные категории (п. 2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе в РФ»);

Право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой согласно ФЗ «Об альтернативной гражданской службе в РФ»);

Права в сфере гражданских правоотношений:

Право распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;

Право вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

Право совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 ГК РФ;

В возрасте 14-18 лет право на совершение иных сделок с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя (п. 1 ст. 26 ГК РФ);

С 14-18 лет право самостоятельно нести имущественную ответственность по сделкам, совершённым ими в соответствии с пп. 1 и 2 ст. 26 ГК РФ, а также ответственность за причинённый ими вред (п. 3 ст. 26 ГК РФ);

Права в сфере образования:

Согласно ст. 43 Конституции РФ, молодёжь имеет право на бесплатное образование;

В течение года после увольнения с военной службы при поступлении в государственные образовательные учреждения использовать результаты единого государственного экзамена, сданного ими в течение года до призыва на военную службу (п. 4.5 ст. 15 ФЗ «Об образовании»);

Права победителей и призёров олимпиад школьников на поступление без вступительных испытаний (ч. 3 ст. 16 ФЗ «Об образовании);

Право на стипендию в определённом размере (ст. 3 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»);

Трудовые права и обязанности молодёжи:

Право на заключение трудового договора с 16-ти лет (ч. 1 ст. 63 ТК РФ);

Право на заключение трудового договора лицами 15-ти лет в случаях получения общего образования,либо продолжения освоения основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения для выполнения лёгкого труда, не причиняющего вреда их здоровью (ч. 2 ст. 63 ТК РФ);

- право на заключение трудового договора лицами (учащимися), достигшими возраста 14 лет, с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства (ч. 3 ст. 63 ТК РФ);

Право на заключение трудового договора лицами, не достигшими 14 лет, с согласия одного из родителей (опекуна) (ч. 4 ст. 63 ТК РФ);

Право лица, зачисленного в образовательное учреждение, расторгнуть ТД в срок, указанный в его заявлении о расторжении (ст. 80 ТК РФ);

Право работников на сокращённую продолжительность рабочего времени: в возрасте до 16 лет — не более 24 часов в неделю, в возрасте от 16 до 18 лет — не более 35 часов в неделю, учащихся образовательных учреждений в возрасте до 18 лет, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, — не более половины норм, установленных ст. 92 для соответствующих возрастов (ст. 92 ТК РФ);

Право молодёжи на соответствующую продолжительность ежедневной работы (смены): для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет — 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 7 часов; для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учёбу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет — 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 4 часа (ст. 94 ТК РФ);

Право работников в возрасте до 18 лет на предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска до истечения положенных 6 мес. непрерывной работы (ст. 122 ТК РФ);

Право на гарантии и компенсации при совмещении работы с обучением (глава 26 ТК РФ).

Права и обязанности молодёжи в семейно-брачных отношениях:

Право на вступление в брак по достижении 18-ти лет и при отсутствии обстоятельств, препятствующих вступлению в брак (п. 1 ст. 13, пп. 1 и 2 ст. 12, ст. 14 Семейного кодекса РФ), либо по достижении 16-ти лет при наличии разрешения органов местного самоуправления по месту жительства брачующихся, которое выдаётся при наличии уважительных причин (п. 2 ст. 13 СК РФ);

Право на прекращение брака (глава 4 СК РФ);

Право на признание брака недействительным (гл 5 СК РФ).

МОЛОДЕЖЬ. Социально-демографическая группа, имеющая социальные и психологические черты, обусловленные возрастными особенностями молодых людей, процессом становления их духовного мира, спецификой положения в социальной структуре общества. Обычно к молодежи относят людей в возрасте от 16 до 30 лет. Однако в зависимости от социально-экономических и других факторов нижняя и верхняя границы могут быть сдвинуты. С точки зрения социологии выделяют 3 исследовательских подхода к молодежи: 1) критически-осуждающий, или негативистский, подход (характерен для социологов, которые называют молодежь “потерянным”, “растерянным”, “равнодушным”, “опоздавшим” поколением); 2) восторженно-оптимистический, проявляющийся в идеализации и захваливании молодежи; 3) научный подход, присущий ученым, изучающим М. в ее становлении и развитии с учетом конкретных исторических социальных условий, в которых происходит ее жизнедеятельность. Полное определение было дано И.С. Коном: “ Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанные с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации”. Это определение получило всеобщее признание среди российских ученых.

Из него следует, во-первых, что молодежь – это понятие демографическое. Молодость – определенный возрастной этап, этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Критерии возраста молодости не являются четкими. ЮНЕСКО относит к молодежи лиц в возрасте между 17 и 25 годами. В России (а ранее в СССР) молодежью большинство ученых считают лиц в возрасте от 15 до 29 лет. Условно: подростки (“ранняя молодость”) – до 18 лет, собственно молодежь – 18–24 лет, “молодые взрослые” – 25–29 лет.

Возраст молодого человека тесно связан с определенными социально-экономическими процессами. Он косвенно отражает уровень развития индивида, его статус, общественное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей, самосознание и уровень притязаний членов соответствующей возрастной группы. Второй признак молодежи – это ее социальное положение. В новейшее время физическое, в частности половое, созревание заметно ускорилось, что снизило границы юношеского возраста. Напротив, усложнение общественно-трудовой деятельности, в которой должен участвовать человек, повлекло за собой увеличение необходимых сроков обучения. Новое поколение молодежи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают трудовую жизнь, дольше сидят за школьными партами. После школы большинство продолжают учебу. В XX веке усложнились критерии социальной зрелости. Социализация сегодня осуществляется под влиянием многих социальных факторов, таких как семья, школа, общество сверстников, средства массовой информации и др. Они способствуют выработке специфического “молодежного” самосознания и стиля жизни – молодежной субкультуры.

Молодежь характеризуется определенными социально-психологическими признаками. Общий недостаток жизненной практики и знаний обусловливает повышенную любознательность. Повышенная эмоциональность, стремление к поиску новых переживаний, ощущений проявляются в юношеском романтизме. Для молодых людей характерно стремление к подражанию, особенно внешне эффектным действиям, стилю поведения, образу мыслей; стремление к самоутверждению, завоеванию доверия и одобрения старших товарищей (особенно в престижных областях), уважению сверстников; жажда деятельности, динамизм психических состояний, постоянные поиски нового, неизведанного, стремление к приобретению самостоятельности и собственного жизненного опыта, активные поиски своего места в жизни, призвания, связанные со стремлением к самоутверждению и самосовершенствованию.

Роль молодежи в современных условиях перехода к рынку, демократии, правовому государству резко возрастает из-за ускорения темпов общественной жизни. Чем выше темп развития, чем быстрее обновляются знания, условия труда и быта, тем заметнее становятся социально-культурные различия между поколениями. Новые проблемы и события толкают на поиски принципиально новых решений и критическую переоценку прошлого опыта, что требует более активного и творческого участия молодежи.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968г. В.Т. Лисовским: «Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социали­зации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образователь­ные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависи­мости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение было да­но И.С. Коном: «Молодежь – это социально- демографическая группа, выде­ляемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей соци­ального положения и обусловленных тем и другим социально-психологиче­ских свойств.

Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особен­ностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в россий­ском обществе.

Важным является также вопрос об определении границ молодежного возраста. Точно сделать это крайне затруднительно, так как границы молодежного возраста подвижны. В.В. Павловский отмечает, что молодежный возраст колеблется от 13-14 до 29-30 лет. Автор определяет, что продолжительность этого возраста примерно 17 лет, и делит весь молодежный возраст на четыре подгруппы. А.В. Мудрик, рассматривая возрастную периодизацию с позиций процесса социализации, считает, что в молодежном возрасте можно выделить три подгруппы молодежного возраста: 15 – 17 лет – ранняя юность, 18 – 23 года – юность, 23 – 33 года – молодость. То есть молодежный возраст по данной периодизации – от 15 до 33 лет. В учебнике «Основы социальной работы», вышедшем под редакцией П.Д. Павленка, авторы определяют границы молодежного возраста с социальных позиций и относят к нему период от 14 до 30 лет. При этом отмечается, что нижняя граница этой периодизации связана с тем, что в 14 лет человек впервые получает право выбора в социальном плане: продолжить учебу в школе, поступить в колледж или пойти на работу. А к 30 годам, как правило, человек достигает профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи, он занимает определенное положение в обществе. Можно отметить, что, говоря о том, что в 14 лет у молодого человека появляется возможность социального выбора, авторы несколько ошибаются. Так как большинство детей в настоящее время начинают учебу в школе по-прежнему в семь лет, то неоконченное среднее образование, дающее им право на такой выбор, получают все-таки в пятнадцать, а не четырнадцать лет. А четырнадцатилетний возраст связан сегодня с получением паспорта и наступлением периода уголовной ответственности за ряд преступлений. Что, разумеется, предполагает определенный уровень взрослости и может являться критерием перехода от подросткового к первой стадии молодежного возраста. Мне кажется, что А.В. Мудрик более точно предлагает нижний возрастной предел, если подходить к этому с точки зрения социальных проблем молодежи. Именно в пятнадцать лет большинство молодых людей впервые получает реальную возможность социального выбора, связанного с организацией своей жизнедеятельности. В этом возрасте социальные проблемы, характерные для молодежи, начинают формулироваться и актуализироваться у каждого представителя этой возрастной группы. Верхний возрастной предел категории «молодежь» действительно можно обозначить тридцатью годами. К этому периоду человек, как правило, решает основные социальные проблемы, которые относятся к молодежным, и достигает определенного уровня социа-льной зрелости. В современных официальных документах, таких как Закон РФ «О молодежи и молодежной политике» и ряде других, молодежь определяется как возрастная группа от 14 до 30 лет. Исходя из этого, разрабатываются и реализуются различные программы, направленные на решение социальных проблем молодежи.

Между тем определение границ молодежного возраста происходит не только с социальной, но и с антропологической и психологической позиций. Одно из первых выделение молодежного возраста с антропологических позиций можно увидеть в работе В.В. Бунака и его коллег, которые считают, что подростковый возраст для мальчиков определяется 13 – 17 годами, для девочек – 12 – 16-17 годами. Юношеский возраст для мужчин – 17 – 20-25 лет, для женщин – 17-20 лет. И взрослый возраст соответственно от 25 – 35 до 35-45 лет у мужчин и от 20 – 30 до 30 – 40 лет у женщин .

Г.С. Абрамова, с позиций возрастной психологии, выделяет следующие возрастные периоды: подростковость – 13–17 лет, юность 18 – 22 года, взросление – 23 – 30 лет. Очевидно, что при таком подходе молодежный возраст будет находиться в промежутке между семнадцатью и тридцатью годами.

Таким образом, можно говорить, что молодежный возраст представляет собой достаточно сложную структуру, состоящую из нескольких возрастных подгрупп. Особое внимание психологи уделяют юношескому периоду как промежуточному между подростковым возрастом и взрослостью. Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. Так, сегодня у нас прижилось слово «тинэйджер», которое мы переводим как «подросток», но на Западе им принято обозначать любого человека от 13 до 19 лет. И.С. Кон, доказывая свою мысль о том, что возрастная терминология ни когда не была однозначной, приводит примеры того, что в Толковом словаре В. Даля «юноша» определяется как «молодой», «малый», «парень от 15 до 20 лет и более», а «подросток» – как «дитя на подросте», около 14-15 лет. Л.Н. Толстой хронологической гранью между отрочеством и юностью считает пятнадцатилетие, а герою романа Ф.М. Достоевского «Подросток» уже исполнилось 20 лет.

Молодежь

Молодёжь - в широком смысле обширная совокупность групповых общностей, образующих на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком, социологическом, смысле М. - социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей. По поводу возрастных границ М. нет общего мнения. В отсутствии единых критериев возрастной периодизации в определении границ молодёжного возраста учитывается специфика подходов, сложившихся в различных дисциплинах, изучающих молодёжь, в т.ч. и в социологии, а также конкретные цели и задачи, стоящие перед исследователями. В отечественной социологии наиболее часто нижняя возрастная граница М. определяестя между 14-16, а верхняя - между 25-29 годами. Хотя в сложившейся практике имеет место пролонгирование возраста отдельных групп М., как напр., молодых ученых (до 33-35 лет). М. как социально-демографическая группа неоднородна по своему составу. В ней выделяются различные слои по возрасту (подростки, юношество), по полу, по видам деятельности (учащиеся, работающие), по месту жительства (городская, сельская) и др. Источник: Социология молодежи. Энциклопедический словарь /Отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. - М: Academia. - 2008. - C. 267 - 269

Свободная рок-музыка для свободной молодёжи

Молодёжь в современном мире

Согласно данным Всемирного доклада о положении молодёжи за 2005 год, количество молодых людей (лиц в возрасте от 15 до 24 лет) в мире выросло с 1,15 миллиарда человек (в 1995 г.) до 1,3 миллиарда человек (в 2005 г.). В настоящий момент молодые люди составляют 25 процентов населения мира; 80 процентов молодёжи планеты живут в развивающихся странах, из них 209 миллионов вынуждены существовать на средства, не превышающие 1,5 доллара США в день, а 515 миллионов вынуждены довольствоваться менее чем 3 долларами США в день. В настоящее время 10 миллионов молодых людей живут с ВИЧ/СПИДом. Хотя нынешнее поколение молодёжи является наиболее образованным за всю предыдущую историю человечества, сегодня 113 миллионов детей не посещают школу - цифра, вполне сопоставимая со 130-миллионной группой неграмотных молодых людей современного мира.

Молодёжь как особая социальная группа

Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.

Немецкий социолог Карл Манхейм (1893-1947) определил что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Динамичные общества рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их (ресурсы, которые в традиционном обществе не мобилизуются и не интегрируются, а часто подавляются).

Молодёжь, по мнению Манхейма, выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни; эта функция имеет своим важным элементом неполную включенность в статус общества. Этот параметр универсален и не ограничен ни местом, ни временем. Решающим фактором, который определяет возраст половой зрелости, является то, что <в этом возрасте молодёжь вступает в общественную жизнь и в современном обществе впервые сталкивается с хаосом антагонистических оценок.

Молодёжь, по мысли Манхейма, ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она - потенция, готовая к любому начинанию.

Молодёжь как особая возрастная и социальная группа всегда по-своему воспринимала ценности культуры, что порождало в разные времена молодёжный сленг и эпатирующие формы субкультуры . Их представителями были хиппи , битники , стиляги , в СССР и постсоветском пространстве - неформалы .

Молодёжь в Российской Федерации

Сегодня молодёжь РФ - это 39,6 миллиона молодых граждан - 27 % от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет.

Молодёжь и политика

Результаты некоторых исследований показывают, что молодёжь в целом аполитична. В выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, лишь 33 процента молодых граждан в возрасте до 35 лет интересуются политикой. Только 2,7 процента молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций. Вместе с тем за последние годы возросло число молодёжных политических организаций : «Мы », Молодёжное движение «Наши », «Молодая гвардия Единой России », которые наряду с существовавшими с 90-х годов молодёжными коммунистическими организациями и молодёжным крылом «Яблока » и ЛДПР составляют пёструю палитру ярких и шумных политических молодёжных структур. Их деятельность зачастую сводится к акциям, ориентированных на привлечение внимания СМИ.

Еще одной формой участия молодежи в политике можно считать различные Политические клубы В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодёжь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако в настоящий момент 35 процентов молодых людей в возрасте 18-35 лет испытывает раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51 процент одобрили бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп.

Молодёжь и идеалы По данным исследования проведённого в июле 2004 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) молодые люди в возрасте 18-24 лет считают кумирами современной российской молодёжи поп- и рок-звёзды, представители «золотой» молодёжи (52 %), успешные бизнесмены, олигархи (42 %), спортсмены (37 %). В. В. Путин (14 %).

Абсолютное большинство опрашиваемых, которые считают, что здоровый образ жизни зависит скорее от собственных усилий самого человека исходят из того, что превращение России в страну здорового образа жизни состоится лишь когда-нибудь в далёком будущем (65,9 %). Симптоматично для современной России то, что количество респондентов, в принципе не верящих в то, что Россия станет страной здорового образа жизни (22,4 %) почти в два раза превышает ту часть опрашиваемых, которые ответили на этот вопрос - "да, и довольно скоро".

Молодёжь и социально-экономическая ситуация

В Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15 - 24 лет (6,4 процента).

Начиная с 90-х годов прошлого века число молодых пар, которые проживали без юридического оформления брака, увеличилось до 3 миллионов, что привело к реальному росту внебрачных детей и увеличению количества неполных семей.

Одной из наиболее острых проблем, которая встаёт перед молодёжью и обществом, является жилищное обеспечение. Несмотря на модернизацию и реформирование жилищно-коммунального хозяйства, проблемы, вызванные со старением жилого фонда и неразвитостью форм найма жилья, провоцируют рост цен и арендной платы за жильё в Российской Федерации. Процентные ставки по ипотечным кредитам остаются недоступными для молодых людей. В связи с этим заслуживает внимание реализация приоритетного национального проекта «Жильё», в рамках которого предусмотрены жилищные субсидии для молодых семей.

Молодёжь как объект исследований

Одно из первых определений понятия «молодёжь» в отечественной социологии было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским: «Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции» . . Иное и более детализированное определение было дано И. С. Коном: «Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств» . Именно это определение впоследствии стало основным в отечественной социологии молодёжи. «Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации ».

В числе научных исследований молодёжи в последние годы заметную роль стала играть такое направление науки как ювенология . В некоторых вузах (например, в РГСУ) были открыты кафедры ювенологии, в центре внимания которых изучение и преподавание интегрированных курсов о молодёжи как феномене современного общества и о технологии работы с молодыми людьми, а также подготовки специалистов в сфере молодёжной политики.

Социальные группы внутри Российской молодёжи

Учащаяся молодёжь

Каждый второй молодой человек в России в возрасте 14-30 лет - учится. Большинство учащихся общеобразовательных школ по их окончании планирует поступить в вузы, каждый пятый - на работу и каждый седьмой - в колледж. В ближайшей перспективе почти столько же молодых людей намереваются поступить на работу. В более отдаленном будущем планируют учиться в профессиональных учебных заведениях лишь отдельные школьники.

Структура приема по всем формам высшего профессионального обучения в начале XXI века характеризовалась следующими показателями: на экономические специальности принято более 27 % от общего количества зачисленных на 1 курс, на инженерно-технические - 31 %, сельскохозяйственные - 4 %, экологические - 1 %, естественно-научные - 5 %, гуманитарные - 18 %, просвещения - 6 %, медицины - 3 %, культуры и искусства - 2 %. В государственные вузы на основе полного возмещения затрат в 1995 г. было принято 93,5 тыс. человек, в 2000 г. эта цифра возросла до 553,5 тыс. человек, что составило 48,5 % от общего количества зачисленных на I курс.

Работающая молодёжь

В отличие от молодежи западных стран, возраст вступления которой во взрослую жизнь объективно повышается, российской молодежи приходится вступать в социально-экономические отношения значительно раньше. При этом различные отрасли экономики будут принимать молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. И если в сфере услуг и предпринимательства молодежь составляет уже сегодня и будет составлять значительный процент работающих, то в социальной бюджетной сфере и сфере государственного и муниципального управления доля молодых работников сегодня незначительна и не сможет обеспечить преемственности в передаче функций в будущем.

По характеру труда в материальном производстве молодежь распределилась следующим образом: 89,8 % работают по найму, 2,7 % владеют бизнесом с наемным трудом, 2,2 % работают по найму и имеют собственный бизнес, 2,5 % заняты индивидуально-трудовой деятельностью, 5,5 % другими видами деятельности (мелкая коммерция, работа в личном подсобном и домашнем хозяйстве). То есть подавляющее большинство молодежи в материальном производстве составляет наемную рабочую силу.

Лишь немногим более двух процентов молодых людей владеют собственными предприятиями, производящими продукцию, являются работодателями. И около десяти процентов занимаются малым бизнесом.

В целом достаточно высок уровень образования молодежи в материальном производстве. Более двух третьих (61,6 %), занятых в этой сфере имеют не только профессию, но и профессиональное образование, что свидетельствует о высоком воспроизводственном потенциале молодежи. фактором воспроизводства данной сферы. Она выступает основным источником пополнения рядов интеллигенции, составляющей ядро среднего класса. Российские предприниматели при найме работников в среднем также отдают определенное предпочтение лицам более молодых возрастов. Более того, при условии открытого найма (объявлении о вакансиях или обращении в рекрутинговые агентства) многие работодатели оговаривают, что принимают заявки на трудоустройство только от лиц, моложе определенного возраста (как правило, до 30 лет). В итоге в целом в России в настоящее время возможности трудоустройства у молодёжи гораздо больше, чем у лиц средних и старших возрастов, даже несмотря на отсутствие у молодёжи опыта работы.

Молодёжь в странах Европейского союза

Основная статья : Молодёжь в зарубежной Европе

Несмотря на то, что в странах Европейского Союза ярко выражается общая мировая тенденция к старению населения в развитых странах, Старый Свет остается сравнительно молодым.

По данным доклада докладе Детского фонда ООН четырём странам - Швеции, Великобритании, Нидерландам и Италии - удалось сократить уровень юношеской смертности, связанной с несчастными случаями. В этих государствах в год погибает меньше 10 молодых людей на каждые 100 тысяч жителей моложе 19 лет. В других странах этот показатель - 20 на 100 тысяч. В исследовании говорится, что если бы все страны предприняли такие же решительные меры, направленные на предотвращение несчастных случаев среди детей и молодежи, как Швеция, то в год в богатых странах удалось бы предотвратить 12 тысяч смертей.

Учащаяся молодёжь

В Швеции высшее образование является бесплатным. Однако материальные расходы, связанные с обучением и проживанием студентам приходится покрывать самим. Так же как и в России, шведские студенты имеют определенные льготы на транспорт, посещение музеев, кино, дискотек, клубов и покупку учебников. Студентам из малоимущих семей шведский банк ежегодно выплачивает беспроцентную ссуду в размере 7200 шведских крон, что в пересчете на евро составляет 720 евро. Этого вполне может хватить на скромное существование: покупка учебников в семестр обходится в 750-1000 крон, а проживание в студенческих комнатах варьируется от 2000 до 3000 крон (в зависимости от города). Получение высшего образования в Великобритании осуществляется на платной основе. Плата за обучение не зависит от местоположения вуза, его престижа или выбранного направления обучения и составляет 12500 фунтов стерлингов в год. При поступлении в вуз иногородний студент имеет всегда гарантированное место в общежитии, плата за которое в Лондоне равна 70 фунтам в неделю. Новые учебники в среднем стоят 50 фунтов, а цена на учебники, бывшие в употреблении может составлять 20 фунтов. Если молодой человек или девушка захочет, поступив в вуз жить отдельно от родителей, то на основе определенного запроса районная администрация выдает стипендию, что составляет 3000 фунтов стерлингов в год. Половину этих денег будет стоить оплата отдельной квартиры. Дети из малоимущих или неполных семей также могут претендовать на получение стипендий от районных администраций. Самая большая стипендия, которую можно получить составляет 20000 фунтов стерлингов. Кроме того, в Великобритании существует практика беспроцентных банковских ссуд на обучение, выплата которых начинается с первого дня устройства на постоянную работу.

Молодые европейцы на рынке труда

Согласно статистическим данным Евростата по состоянию на июнь 2005 года, уровень молодежной безработицы в Австрии на протяжении последнего года вырос на 1 процент и в настоящее время составляет приблизительно 10 процентов. С еще более высокими показателями молодежной безработицы столкнулись Венгрия (16 процентов), Словакия (25 процентов) и Словения (13 процентов). Молодые люди ощущают на себе всевозрастающее давление, заставляющее их вступить в конкурентную борьбу на глобализирующемся рынке труда. Однако, как подчеркивается на страницах Всемирного доклада о положении молодежи, именно молодые люди проявляют наибольшую гибкость и, судя по всему, обладают наибольшими способностями, позволяющими им адаптироваться и воспользоваться новыми возможностями, которые предоставляет в наше распоряжение процесс глобализации.

Молодёжь в США

Основная статья : Молодёжь в США

После бурных 60-х и 70-х годов, когда американскую молодёжь иначе как «бунтующим поколением» никто не называл, конец прошлого века и особенно начало XXI века молодое поколение стало скорее комформистским, приспособленческим, чем революционным.

В молодёжной среде США сохраняются проблемы потребления наркотиков, молодёжной преступности, безработицы, расовой дискриминации, положения молодых мигрантов, но накал этих проблем сравнительно ниже, чем десятилетие назад.

Так в США после принятия в 1994 г. закона «О контроле над насильственной преступностью» вот уже на протяжении более десяти лет происходит стабильное уменьшение абсолютных и относительных показателей преступности несовершеннолетних - в отдельные годы до 11 и более процентов. Этот спад происходит на фоне объективного возрастания доли несовершеннолетних в возрастной структуре населения Америки. В настоящее время в США действует свыше 300 программ поддержки и защиты молодежи. Наиболее массовыми являются программы Лиги защиты молодежи, «Лиги неограниченных возможностей кампуса», «Студенты за ликвидацию голода», «Лицом к улице», программа «Хелп» для одиноких матерей до 20 лет, «Приобщение к городским проблемам» и, программы Армии спасения, которые охватывают в настоящее время различные категории молодого наcеления Америки и все профессиональные учебные заведения страны.

По данным Национальной ассоциации женщин в образовании, только Калифорнийский университет в Лос-Анжелесе за последние три года заплатил более миллиона долларов как компенсацию за ущерб, понесённый студентами-женщинами, подвергнувшимися преследованию со стороны преподавателей-мужчин. В частности, этот же университет заплатил 300 тыс. долларов студентке, подвергшейся нападению со стороны однокурсника в общежитии, так как руководство университета и его службы не смогли обеспечить соответствующую безопасность и сохранность Вместе с тем растущую тревогоу вызывает рост нелгальной иммиграции в стране и положение молодых выходцев из Латинской Америки. Свыше 39 % школьников в Калифорнии - нелегальные иммигранты, из них более 42 % не говорят по-английски. В графстве Лос-Анжелос 5,1 миллиона человек говорят по-английски, 3,9 миллиона - говорят по-испански. 14 из 31 телевизионной станции в Лос-Анжелосе вещают только по-испански. 58 % всех социальных выплат в США идет нелегальным иммигрантам.

Несмотря на то, что США фактически добились полной занятости в 1992 г. заработная плата 18 % работавших на постоянной основе американских рабочих была ниже прожиточного минимума; особенно же драматичным оказалось положение молодежи: 47(!)% работающих американцев в возрасте от 18 до 24 лет имели зарплату, не достигавшую прожиточного минимума.

Литература

  • Бабочкин П. И., Плотников А. Д. Положение молодой семьи в Российской Федерации, 2001 год (По итогам социологического исследования "Положение молодой семьи в Российской Федерации в 2001 году). М., 2002.
  • Быков С. А. Наркомания среди молодежи как показатель дезадаптированности // Cоцис, 2000. № 4.
  • Государственная молодежная политика в законодательстве Российской Федерации: Сборник документов. чч. I-III / Под общей редакцией В. А. Лукова. М.: Социум, 2000.
  • Журавлева Л. А. Факторы и условия наркотизации молодежи// Социс, 2000. № 6.
  • Иванов О. И., Васильев И. Г. Динамика социальной напряженности в отношениях молодежи и общества (основные положения концепции исследования) // Регион: Политика. Экономика. Социология. 2000. № 1-2.
  • Иконникова С. Н. Молодежь как социальная категория. /С. Н. Иконникова, И. Р. Кон - М., 1970.
  • Ильин В.И. Быт и бытие молодежи российского мегаполиса. Социальная структурация повседневности общества потребления. СПб: Интерсоцис, 2007.
  • Инициатива молодых - будущее России. Документы и проекты Всероссийского фестиваля молодежных инициатив 26-28 июня 2001. - М., 2001.
  • Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи: теоретические вопросы. - М.: Социум, 1999.
  • Кон И. С. Социология молодежи. В кн.: Краткий словарь по социологии М., 1988
  • Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. - СПб., 2000.
  • Максимова Т. М. Состояние здоровья и ценностные ориентации современной молодежи/ Здравоохранение в Российской Федерации. 2002. № 2.
  • Молодежные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований. Сб.докладов и выступлений. М.: «Логос», 2002.
  • Молодежь Башкортостана: на рубеже тысячелетий. Уфа, 2001.
  • Молодежь Томского региона: образ жизни, жизненные стратегии и планы: Социолог. исследование. Томск, 2001.
  • Молодежь и проблемы альтернативной гражданской службы. М.: Издательство «Социум», 2001.
  • Молодежь России и вызовы XXI века: социально-нравственные проблемы адаптации в новых исторических условиях / Под общей редакцией д.э.н., профессора А. А. Шулуса. М.,2001.
  • Молодежь России перед лицом глобальных вызовов на рубеже веков (Как противостоять агрессивному экстремизму, ксенофобии и насилию среди молодежи): Материалы Международной конференции, 18-19 ноября 2000 г., Москва, Россия. М.: Социум, 2001.
  • Молодежь Самарской области: десять лет перемен (1991-2001 гг.): Информационно-аналитический доклад. Самара, 2001.
  • Молодежь: будущее России. М., 1995.
  • Нехаев В. В., Куприянова Г. В. Государственная служба по делам молодежи: возникновение, структура, направления деятельности (Историко-правовой аспект). Тула, 2000.
  • Нехаева Т. Г. Правовая защита молодежи: Учебно-методическое пособие. М.: Социум, 2000.
  • Нехаева Т. Г., Татаринов О. В. Организационно-правовые основы становления и деятельности органов по делам молодежи Российской Федерации. Тула, 2001.
  • О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. 2006; 2007.
  • Образ будущего: Опыт социолого-философского анализа / Под редакцией Р. А. Зобова, А. А. Козлова. СПб, 2001.
  • Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования / Науч. ред. Е. Г. Слуцкий; Отв. ред. И. В. Скомарцева. СПб.: БИС-принт, 2002.
  • Павловский В. В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. М.: Академический Проект, 2001.
  • Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2000-2001 годы / Министерство образования Российской Федерации. - М., 2002. - 303
  • Положение молодежи в России. Аналитический доклад по заказу ЮНЕСКО -М., Издательсий комплекс «Машмир», 2005, 168 стр.
  • Положение молодежи Санкт-Петербурга. Проблемы, тенденции, перспективы: Ежегодный доклад. СПб., 2000.
  • Сергеев В. К. Молодые москвичи. Новое поколение обновленной страны. - Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москва. М., 2001
  • Скворцова М. Б. Принципы ювенологии и ювенальной политики // Социология и общество. Тезисы первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб., 2000.
  • Скворцова М. Б. Ювенологические конференции // Регион: Политика. Экономика. Социология. СПб., 1999. № 5-6.
  • Скворцова М. Б., Слуцкий Е. Г. Концептуальные основы ювенальной политики // Регион: Политика. Экономика. Социология. СПб., 2000. № 1-2.
  • Собкин В. С. Старшеклассник в мире политики// Молодежь России перед лицом глобальных вызовов на рубеже веков (Как противостоять агрессивному экстремизму, ксенофобии и насилию среди молодежи). М.: Социум, 2001.
  • Современные этнокультурные процессы в молодежной среде Татарстана: язык, религия, этничность (по материалам этносоциологического исследования) / Гарипов Я. З. и др. Казань: РИЦ «Школа», 2000.
  • Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского Изд-во СПбГУ. 1996
  • Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001-2005 годы)»: эффективность и перспективы. Аналитический Вестник Совета Федерации. № 31 (251), М., 2006
  • Чупров В. И., Зубок Ю. А. Молодежь в общественном воспроизводстве, проблемы и перспективы. М., 2000.
  • Чупров В. И., Зубок Ю. А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М.: Наука, 2001.

Источники

См. также

  • Доклад Международной организации труда о безработице среди молодёжи
  • Ильинский И. М. Молодежь как будущее России в категориях войны // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 3. - С. 5-17.
  • Криворученко В. К. Молодежь и юношеское движение в 1917–1941 годах: исторические уроки // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 2. - С. 31-40.
  • Ломанн У. Молодежь Германии в 2006 - резюме репрезентативного исследования // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » . - 2009. - № 3 - Социология .
  • Луков Вл. А. Знаки и символы молодежи // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 3. - С. 209-211.
  • Родзинский И. М. Молодежь как объект российских политических партий // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » . - 2009. - № 1 - Философия . Политология .
  • Романов Р. Н. Про молодежь: Быть взрослым , Молодёжь умерла, да здравствует молодёжь! , Молодежный лабиринт
  • Сайт Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р

"государственная молодежная политика" - направление деятельности Российской Федерации, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских позиций на мировой арене;

"работа с молодежью" - профессиональная деятельность, направленная на решение комплексных задач по реализации молодежной политики в сферах труда, права, политики, науки и образования, культуры и спорта, коммуникации, здравоохранения, взаимодействия с государственными организациями и общественными институтами, молодежными и детскими общественными объединениями, а также с работодателями;

"молодежь" - социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники);

"инфраструктура молодежной политики" - система государственных, муниципальных организаций и общественных объединений, а также иных организаций всех форм собственности, обеспечивающих возможность для оказания услуг и проведения мероприятий, направленных на развитие молодежи;

"молодежное предпринимательство" - предпринимательская деятельность граждан в возрасте до 30 лет, а также юридических лиц (субъектов малого и среднего предпринимательства), средний возраст штатных работников которых, а также возраст руководителя не превышает 30 лет либо в уставном (складочном) капитале которых доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75 процентов;

"молодежная добровольческая (волонтерская) деятельность" - добровольная социально направленная и общественно полезная деятельность молодых граждан, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат);

"молодая семья" - семья, состоящая в первом зарегистрированном браке, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых семей возраст участников увеличивается до 35 лет);

"молодой специалист" - гражданин Российской Федерации в возрасте до 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых специалистов - до 35 лет), имеющий среднее профессиональное или высшее образование, принятый на работу по трудовому договору в соответствии с уровнем профессионального образования и квалификацией;

"молодой ученый" - работник образовательной или научной организации, имеющий ученую степень кандидата наук в возрасте до 35 лет или ученую степень доктора наук в возрасте до 40 лет (для участников программ решения жилищных проблем работников - до 45 лет) либо являющийся аспирантом, исследователем или преподавателем образовательной организации высшего образования без ученой степени в возрасте до 30 лет;

"специалист по работе с молодежью" - имеющий соответствующую профессиональную квалификацию работник федерального, регионального или муниципального органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, а также организации любой формы собственности, осуществляющей работу с молодежью.

3. Настоящий документ разработан на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом международных договоров.

4. Глобальные тенденции убедительно доказывают, что стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь.

Молодежь России как наиболее восприимчивая и мобильная часть социума поддерживала прогрессивные реформы и претворяла их в жизнь. Патриотические устремления молодежи развивали науку и промышленность, обеспечившие рост экономики и улучшение качества жизни.

Новые вызовы, связанные с изменениями в глобальном мире, новые цели социально-экономического развития страны требуют системного обновления, развития задач и механизмов государственной молодежной политики.

Приоритеты Российской Федерации ориентированы на укрепление воспитательной роли семьи, общества и государства. Российская молодежь все ярче демонстрирует активную позицию по развитию гражданского общества, формируются механизмы создания молодежью общественных благ.

В 2014 году в Российской Федерации проживают 33,22 миллиона граждан в возрасте от 14 до 30 лет.

В государстве в целом сложилась и действует система формирования и реализации молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Интересы и потребности молодежи учитываются при реализации программ социально-экономического развития.

В последние годы удалось переломить ряд негативных тенденций и достичь заметного улучшения социально-экономического положения молодежи в Российской Федерации. Уменьшилась смертность среди молодежи, усилилось стремление к ведению здорового образа жизни, снизился уровень молодежной безработицы и наметилось снижение преступности (в том числе среди несовершеннолетних). Российская Федерация является одним из мировых лидеров по количеству молодых специалистов, получивших высшее образование. Многие представители молодежи входят в число победителей и призеров международных спортивных соревнований, творческих конкурсов и олимпиад.

Вместе с тем существует тенденция нарастания негативного влияния целого ряда внутренних и внешних факторов, повышающих риски роста угроз ценностного, общественного и социально-экономического характера. Проблемным фактором является деструктивное информационное воздействие на молодежь, следствием которого в условиях социального расслоения, как показывает опыт других стран, могут стать повышенная агрессивность в молодежной среде, национальная и религиозная нетерпимость, а также социальное напряжение в обществе.

Снижение численности молодежи вследствие демографических проблем прошлых лет может оказать системное влияние на социально-экономическое развитие страны, привести к убыли населения, сокращению трудовых ресурсов, росту пенсионной нагрузки и ослаблению обороноспособности Российской Федерации.

Молодежь в Российской Федерации достойна того, чтобы получить и реализовать новые возможности для построения своего будущего и будущего страны.

Важно выработать в молодежной среде приоритет национально-государственной идентичности, а также воспитать чувство гордости за Отечество.

Стратегическим приоритетом государственной молодежной политики является создание условий для формирования личности гармоничной, постоянно совершенствующейся, эрудированной, конкурентоспособной, неравнодушной, обладающей прочным нравственным стержнем, способной при этом адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивой к новым созидательным идеям.

Ключевой задачей является воспитание патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи.

Государство и общество должны создать базовые условия для полноценной самореализации молодежи в социально-экономической и общественно-политической сферах жизни России, чтобы молодежь, развивая индивидуальные качества, проявляла высокий уровень социальной активности.

Совокупность указанных факторов обусловливает необходимость формирования основ государственной молодежной политики, соответствующих современным реалиям и новым вызовам времени.

Эффективная реализация государственной молодежной политики должна обеспечивать устойчивый рост числа молодых людей, мотивированных на позитивные действия, разделяющих общечеловеческие и национальные духовные ценности, обладающих хорошим физическим здоровьем, занимающихся физической культурой и спортом, не имеющих вредных привычек, работающих над своим личностным и профессиональным развитием, любящих свое Отечество и готовых защищать его интересы, прилагающих усилия для динамичного развития сильной и независимой Российской Федерации.

Главным результатом реализации государственной молодежной политики должно стать улучшение социально-экономического положения молодежи Российской Федерации и увеличение степени ее вовлеченности в социально-экономическую жизнь страны.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.