Как научиться думать: рекомендации и эффективные советы. Мысли материальны как правильно мыслить Как правильно думать чтобы

Если людям задать вопрос: «В чем заключается ваш личный успех?» - 90% из ста, не задумываясь, обозначит приобретение квартиры, хорошего автомобиля или продвижение по карьерной лестнице. Это величайшее заблуждение, ведь все перечисленные блага являются лишь приятным вознаграждением за проделанную работу. Изучая труды психологов и эзотериков, рассуждающих о том, как мыслить правильно, можно сделать вывод, что первостепенной в жизни должна быть самореализация. Только человек, увлекающийся своей работой по-настоящему, может добиться немалых высот и остаться счастливым.

Как Базовые аспекты новой жизни

Как правило, таким вопросом задаются те люди, которые разочарованы в своей жизни, не получают от нее удовольствия и считают себя глубоко несчастными в душе. Действительно, очень грустно каждый день просыпаться в угрюмом настроении, приходить на нелюбимую работу и монотонно выполнять поручения начальства, которое в тайне ненавидишь. К сожалению, именно таких представителей современного мира гораздо больше, чем искренне радующихся новому дню. Как научиться правильно мыслить и кардинально изменить свою жизнь? Наличие твердого намерения - это первый шаг к успеху. Главное - никогда не останавливаться на достигнутом. Проанализируйте свою жизнь и подумайте, чем бы вам действительно хотелось заниматься, что приносит удовольствие и дарит ощущение счастья. Многие на этом этапе допускают распространенную ошибку, представляя уровень желаемого дохода или конкретную должность. Однако без любви к вашей специальности повышение зарплаты или перевод на новое место принесет лишь временное удовольствие, а дальше чувство разочарования охватит вас с новой силой. Человек начинает уважать самого себя, преодолевая свою лень и страх. Постоянное саморазвитие и самообразование стремительно приближает вас к цели. Никогда об этом не забывайте.

Как мыслить правильно? Жизнь под контролем

Все больше людей признает такой факт: то, о чем мы думаем, рано или поздно сбывается. К примеру, страх перед начальством заставляет проецировать различные негативные ситуации на свою жизнь. Директор это чувствует на подсознательном уровне, все больше давит и, будто специально, ищет недостатки в вашей работе. Искусство правильно мыслить предполагает непрерывный контроль над собой. Чтобы изменить свою жизнь, необходимо исправить отношение к ней. Никак иначе не получится. Не стесняйтесь ежедневно проводить небольшой тренинг. Каждое утро, собираясь на работу (в душе, за чашкой кофе, по дороге), произносите вслух, если такое возможно, аффирмации. Они представляют собой положительные изречения, настраивающие на позитивный лад. Конечно, первое время эта затея будет казаться глупой и не имеющей смысла. Но когда в жизни начнут происходить разительные перемены, вы будете благодарны себе за настойчивость. Мыслеформы должны быть краткими и лаконичными, преподноситься только с положительным намерением. Произнося их, следует исключить частицу «не», то есть вместо «я не провалюсь на собеседовании», говорить «я понравлюсь своему работодателю, он обязательно увидит мой потенциал».

Как мыслить правильно? Что делать в периоды отчаяния?

Москва не сразу строилась, поэтому глупо надеяться на молниеносные результаты. Не нужно корить себя за слабость или неуверенность, просто продолжайте повторять маневры. Если негодование захватило вас с головой, дайте ему волю, такие эмоции тоже имеют право на существование. Но не стоит концентрироваться на них. Всегда помните, что наступит новый день, и обязательно появятся новые возможности. А если вдруг стало страшно, попробуйте воспользоваться нехитрым психологическим маневром: усугубите представленную ситуацию до абсурда, пока не станет смешно. Когда появится улыбка на лице, чувство паники отступит само собой.

Если ученым удастся «разгадать мозг», поможет ли это лечить все болезни, управлять чувствами, контролировать воспоминания и генерировать идеи как компьютер?

Нейробиолог Эд Бойден рассказал какие перспективы открывает исследование мозга, чего сможет добиться человек, если научится управлять нейронами, и почему неудавшимся проектам надо давать второй или даже третий шанс. «Теории и практики» публикуют перевод интервью.

«Постоянно генерируй новые идеи. Не читай, не вдумываясь. Комментируй, формулируй, размышляй и обобщай, даже если читаешь предисловие. Так ты всегда будешь стремиться к пониманию сути вещей, что и нужно для творчества».

Эд Бойден когда-то написал короткое эссе-инструкцию «Как думать», и приведенный выше абзац стал его правилом № 1. Тогда ему было 28 лет, он запускал собственную исследовательскую группу по нейробиологии в Массачусетском технологическом институте и уже обнародовал некоторые свои изыскания, которые принесли ему престижную премию Brain Prize за помощь в достижении «возможно, самого важного технического прорыва за последние 40 лет», как сказал председатель жюри. Это было почти десять лет назад. Его система генерации идей, кажется, оправдала ожидания. В прошлом году Бойден получил награду в три миллиона долларов на премии Breakthrough Prize, кроме того, он с коллегами открыл новый метод наблюдения за практически невообразимо крошечной электросхемой в головном мозге. Это позволило получить одни из самых точных изображений мозга.

— Вы часто говорите, что ваша цель — «разгадать мозг». Что вы имеете в виду?

— Я думаю, значение этой фразы будет меняться по мере получения новых знаний, но сейчас «разгадать мозг» для меня значит, что, во-первых, мы можем смоделировать (скорее всего, с помощью компьютера) процессы, которые будут генерировать нечто вроде мыслей и чувств, и во-вторых, что мы можем понять, как лечить нарушения мозговой деятельности, например болезнь Альцгеймера или эпилепсию. Это две цели, которые заставляют меня двигаться вперед. Одна фокусируется на понимании человеческой природы, другая — более медицинская.

Вы можете мне возразить, заметив, что есть и третий вопрос: что такое сознание? Почему у нас есть воспоминания, а у бутылок, ручек и столов, насколько нам известно, их нет? Боюсь, что пока у нас нет точного определения сознания, поэтому к этому вопросу сложно подступиться. У нас нет «замерителя сознания», который бы указывал, насколько что-либо сознательно. Думаю, когда-нибудь мы и до этого доберемся, но в среднесрочной перспективе я бы хотел сосредоточиться на первых двух вопросах.

«Почему мы так много знаем о мире? Довольно странно, что мы можем понять закон всемирного тяготения или квантовую механику»

— Когда в 2016 году вы выиграли премию Breakthrough Prize, вы говорили о текущих попытках исследования мозга: «Если у нас все получится, то мы сможем ответить на такие вопросы, как «Кто я? Что есть моя личность? Что мне надо делать? Почему я здесь?». Как исследование поможет нам ответить на вопрос «Кто я?»

— Я приведу пример. Когда в 2008 году наступил экономический кризис, я разговаривал со многими на тему того, почему люди поступают так, как поступают. Почему многие наши решения — не лучшие решения, которые мы могли бы принять? Конечно, существует целая область науки — поведенческая экономика, которая пытается объяснить наши поступки на психологическом и когнитивном уровне. Например, если вы зададите человеку много вопросов, а потом он будет проходить мимо вазы с конфетами, то он, вероятно, возьмет несколько, потому что утомлен ответами и не может устоять.

Поведенческая экономика может объяснить некоторые вещи, но не может объяснить процессы, которые лежат в основе принятия решений, и в еще меньшей степени — кое-какие подсознательные моменты, которые мы вообще никак не контролируем. Заметьте, когда мы что-то осознаем, это часто результат бессознательных процессов, случившихся прямо перед этим. Так что если бы мы понимали, каким образом клетки мозга организованы в схему (практически компьютерную схему, если хотите), и видели, как информация протекает по этим сетям и изменяется, у нас было бы гораздо более четкое представление о том, почему наш мозг принимает определенные решения. Если мы разберемся в этом, может быть, мы сможем преодолеть некоторые ограничения и по меньшей мере понять, почему мы делаем то, что делаем.

Можете вообразить, что в очень отдаленном будущем (вероятно, на это уйдет много десятилетий) мы сможем задавать действительно сложные вопросы о том, почему мы относимся к определенным вещам так или иначе или почему мы думаем о себе определенным образом, - вопросы, которые находятся в поле зрения психологии, философии, но на которые так сложно получить ответ с помощью законов физики.

— Как исследование мозга поможет ответить на вопрос «Почему я здесь?»

— Одной из причин, по которой я переключился с физики на изучение мозга, стал вопрос «Почему мы так много знаем о мире?». Довольно странно, что мы можем понять закон всемирного тяготения или что мы понимаем квантовую механику — по крайней мере, до такой степени, чтобы делать компьютеры. Удивительно, что мир в некотором роде понятен.

И я задался вопросом: если наш мозг понимает какую-то часть устройства Вселенной, но не понимает всего остального, и все понятное ему доступно благодаря законам физики, на которых также базируется и работа нашего мозга, то получается нечто вроде замкнутого круга, так? И я пытаюсь разобраться: как его разорвать? Как сделать Вселенную понятной? Предположим, кое-чего о Вселенной мы не понимаем, но если мы знаем, как работает человеческий разум и каких мыслительных возможностей нам не хватает, может быть, мы можем создать более развитый искусственный интеллект, который поможет усилить нашу способность думать.

Эту концепцию я временами называю «мозговой сопроцессор» — нечто, работающее с мозгом и расширяющее наше понимание.

У нас по-прежнему много вопросов к Вселенной, так? Эйнштейн пытался найти связь между квантовой механикой и гравитацией, но так и не преуспел в этом вопросе, и до сегодняшнего дня до конца не понятно, как решить эту дилемму. Возможно, чтобы понять некоторые вещи, нам нужно увеличить свои интеллектуальные способности. Что будет, если мы их расширим? Конечно, нет никаких гарантий. Но, может быть, мы узнаем больше о происхождении Вселенной, о том, какие силы влияли на нее в начале существования и какие влияют сейчас.

— Последний вопрос на эту тему. Как исследования мозга помогут ответить на вопрос «Что есть моя личность?»

— Прямо сейчас мы пытаемся составить карту структуры мозга. В нем довольно сложно что-то разглядеть. Сам мозг достаточно большой — человеческий весит несколько фунтов, — но соединения между нейронами, известные как синапсы, совсем крошечные. Тут речь идет о наноразмерах. Поэтому, если вы хотите увидеть, как клетки мозга соединены в сеть, вам нужно рассматривать именно синапсы. Каким образом это сделать? Мы разработали специальную методику. Берем участок мозговой ткани и вводим в нее химикат, точнее полимер, который в некотором роде очень похож на вещество в детских подгузниках. Это полимер, который разбухает при добавлении жидкости.

Если мы разместим его внутри мозга и добавим воды, то у нас появится возможность отодвигать друг от друга молекулы, из которых состоит мозг, и тогда мы сможем рассмотреть крошечные соединения между клетками. Итак, мы рассуждаем: если взять очень маленький мозг, например рыбы или червя, сможем ли мы изучить его целиком? Сможем ли изобразить целую нервную систему с точностью до отдельных перемычек? Сейчас это на уровне идеи, для реализации пока нет нужных технологий, но если бы нам удалось усовершенствовать техническую часть, можно было бы составить достаточно детальную карту соединений в мозге, по которой реально воспроизвести его работу с помощью компьютера. И будет ли эта копия функционировать так же, как мозг организма, который стал первоисточником?

Представьте, что у нас был червь с 302 нейронами и мы отметили примерно 6 тысяч связей между ними, а также молекулы в местах соединения. Можно ли смоделировать действия этого червяка? Потом, возможно, удастся проделать то же с рыбой, потом — с мышью, а потом и с человеческим мозгом — каждый из этих мозгов примерно в тысячу раз больше предыдущего. Если бы получилось составить карту человеческого мозга, сразу бы возник вопрос: если бы вы воспроизвели его деятельность на компьютере, это все еще были бы вы? Как уже отмечалось раньше, у нас нет точного или хотя бы рабочего определения сознания, поэтому пока мы не можем судить об этом качестве, просто глядя на что-либо, мы не можем пока дать ответ, я бы сказал. Но это поднимает интересный вопрос природы личности.

«Если бы мы понимали, каким образом клетки мозга организованы в схему, и видели, как информация протекает по этим сетям, может быть, мы смогли бы понять, почему мы делаем то, что делаем»

— Около десятилетия назад вы написали эссе «Как думать». С тех пор появились ли у вас какие-нибудь поправки или дополнения к тем правилам?

— Я написал это эссе довольно быстро, когда мы только запускали исследовательскую группу в Массачусетском технологическом институте и большую часть времени я проводил в пустой комнате, ожидая прибытия оборудования. С тех пор благодаря опыту я узнал, как эффективнее всего следовать этим правилам. Например, правило № 3 гласит: «Работай в обратном направлении, отталкиваясь от своей цели».

С того момента я понял, что если ты работаешь, отталкиваясь от проблемы, которую нужно решить, и встречаешь людей, у которых есть какие-то навыки и которые исходят из своих возможностей, то работать вместе вам будет очень просто, потому что все стороны в этом заинтересованы. Обладатели навыков хотят иметь большее влияние и решать проблемы, а люди, которые ставят цели, хотят получить новые инструменты для решения этих проблем. Поэтому правило № 3 «Работай в обратном направлении, отталкиваясь от своей цели» естественно ведет к правилу № 6 — «Сотрудничай». Также я научился анализировать природу проблем. В этом году я прочитал небольшую лекцию на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Она называлась «Готовим революции», в ней рассказывалось о том, как научиться глубже вникать в проблемы и делать возможным их решение. Это было нечто вроде «Как думать 2.0», но в форме видео.


— Какие книги сильнее всего повлияли на ваше интеллектуальное развитие?

— Одна из них — это «Время, любовь, память» Джонатана Вайнера. Она рассказывает о тех временах, когда люди начали связывать гены с оcобенностями поведения. Автор начинает с зари эпохи генетики — когда люди установили, что рентгеновские лучи изменяют гены — и заканчивает современностью, когда ученые выясняют, какие гены отвечают, например, за наше чувство времени или способность запоминать. Мне нравится эта книга, потому что она показывает науку в движении — не как учебник, «перед вами факты с седьмого по сорок восьмой, запомните их», — она показывает страдающих от неопределенности людей, которые преодолевают всевозможные трудности, и это очень увлекательно. Раньше я перечитывал ее каждый год, она сильно на меня повлияла.

Вторая книга называется «Размышляя о науке». Она рассказывает о Максе Дельбрюке, физике, который тоже сменил свое поле деятельности на биологию. Он внес большой вклад в открытие структуры генов и содействовал началу новой эпохи молекулярной биологии. В книге много рассказывается о его взглядах, о том, как он раздумывал над своим переходом от физики к биологии. Эта книга также сильно повлияла на мою жизнь, потому что я часто размышляю о том, как исследовать сложные системы вроде мозга, как разобраться в реальном положении дел, как избавиться от приблизительности и не останавливаться на полпути.

— Вы упоминали, что постоянно делаете заметки. Что это за система?

— Когда я с кем-нибудь разговариваю, то кладу на стол бумагу и делаю конспект беседы. В конце я фотографирую записи на телефон и отдаю своему собеседнику листок. Ежемесячно я просматриваю все эти конспекты и маркирую их с помощью ключевых слов. На это есть две причины. Во-первых, так как я повторно переварил разговор, это помогает мне его запомнить. Во-вторых, поскольку я подобрал ключевые слова, его легко найти. К настоящему моменту я сделал уже десятки тысяч таких конспектов.

— Ваша работа предполагает, что вы много времени тратите на размышления. Как добиться максимального результата?

— Есть три пункта, от прагматичного до абстрактного. Уже долгое время я очень рано встаю. Стараюсь подниматься в 4-5 часов утра, намного раньше, чем другие сотрудники лаборатории. Благодаря этому у меня есть несколько часов тишины, чтобы подумать и ни на что не отвлекаться. Мне кажется, это важно. Во-вторых, многие хорошие идеи на самом деле плохие, потому что раз они сразу звучат так хорошо, то о них уже все подумали и стремятся воплотить в жизнь. Поэтому я часто думаю о вещах, которые на первый взгляд кажутся плохими идеями, но вдруг, если посмотреть на них с нужного ракурса, они окажутся хорошими? Я трачу очень много времени на то, чтобы подходить к идеям с разных сторон.

Десятилетия назад астроном Фриц Цвикки создал множество теорий, которые сегодня являются одними из самых животрепещущих в астрофизике. Актуальнейшие из актуальных идей, вроде темной материи, он выдвинул в 1930-х. Каким образом Цвикки это сделал? Он просто рассматривал все возможные варианты. Цвикки называл свой метод «морфологическим анализом», но мне кажется, что такое и не выговорить, поэтому я называю его «мозаично-древовидной схемой».

И наконец — и этот пункт еще более абстрактный, — я верю в случайные открытия. Я трачу много времени на просмотр конспектов старых разговоров. Во многих из них речь идет об идеях, которые провалились, проекты не удались. Но знаете что? Это было пять лет назад, а сейчас компьютеры работают быстрее, появилась новая информация, мир изменился. Поэтому мы можем перезапустить проект. Многие из наших начинаний становятся вполне успешными только со второй или третьей попытки. Важная часть моей работы — это помнить неудачи и перезапускать неудавшиеся проекты, когда придет время.

— Вы получили свои основные награды за разработки в оптогенетике. Почему она стала таким важным достижением?

— Когда говоришь об оптогенетике, надо помнить, что «опто» значит «свет», а «генетика» — что мы используем гены, которые выполняют всю работу. Вы вводите ген, который по принципу действия напоминает маленькую солнечную батарею — по сути, это молекула, которая превращает свет в электричество. Поэтому если вы внедрите ее в нейрон и направите на нее свет, то сможете управлять деятельностью нейрона.

Почему это важно? За последние сто лет изучения неврологии многие люди пытались контролировать нейроны, используя все возможные технологии: фармакологию (медикаменты), электрические импульсы и так далее. Но ни одна из них не гарантирует точности. С оптогенетикой мы можем направлять свет на отдельную клетку или несколько клеток и «включать» либо «выключать» именно эти клетки. Так почему же это важно? Если вы можете активировать клетки, то вы можете разобраться, за что они отвечают. Возможно, за ощущение, или решение, или движение. «Выключая» их, вы понимаете, в чем их функция: может, вы «выключите» определенные клетки, и у человека пропадет какое-то воспоминание.

— Оптогенетика сегодня используется для исследования мозга в лабораториях по всему миру. Какие наиболее многообещающие направления, связанные с ней, вы выделяете?

— Некоторые исследователи проводят довольно вызывающие с философской точки зрения эксперименты. Например, группа ученых в Калифорнийском технологическом институте обнаружила небольшое объединение клеток глубоко-глубоко в недрах мозга. Если вы активируете их с помощью света, например, у мышей (многие работают именно с ними), то животные станут агрессивными, даже жестокими. Они будут атаковать любое существо или предмет в непосредственной близости, даже какие-то случайные вещи вроде перчатки. Это очень интересно, потому что теперь можно задаваться вопросами из серии «Что происходит, когда вы раздражаете эти клетки? Посылает ли это моторную команду мускулам? Другими словами, мышь движется, чтобы атаковать? Или дело в сенсорной команде?

То есть мышь боится и атакует в целях самозащиты?». Вы можете задавать действительно важные вопросы о значении эксперимента, когда участок мозга вызывает такую сложную реакцию, как агрессия или жестокость.

Есть целый ряд исследователей, которые работают над активацией или заглушением нервной деятельности в разных частях мозга для достижения медицинских целей. Например, группа ученых, которая показала на мышах, страдающих эпилепсией, что можно «выключать» судороги, воздействуя на определенные клетки. Есть другие группы, которые изучали мышей с болезнью Паркинсона и смогли избавить животных от симптомов этого заболевания.

Ученые много интересного открывают и в фундаментальных науках. Мой коллега по MIT Судзуми Тонегава и его группа исследователей сделали кое-что очень хитрое: они так «запрограммировали» мышей, что нейроны, которые отвечают за память, стали активироваться с помощью света. Они выяснили, что если реактивировать эти нейроны с помощью светового импульса, то мышь будет вести себя так, как будто заново переживает какое-то воспоминание. Таким образом, можно определить группы клеток, которые заставляют воспоминание всплыть в памяти. С тех пор исследователи проводят всевозможные эксперименты — например, они могут активировать счастливое воспоминание, и мышь почувствует себя лучше, даже если она больна. И список можно продолжать и продолжать.

«Многие из наших начинаний становятся вполне успешными только со второй или третьей попытки»

— Есть ли у вас какие-то новые мысли по поводу того, как сделать жизнь лучше?

— Я понял, что если я правда хочу, чтобы технологии работы с мозгом применялись по всему миру, то я должен этому содействовать как предприниматель, то есть основать бизнес и помочь этим изобретениям выйти за рамки академических кругов. Моя лаборатория и раньше сотрудничала с различными компаниями, но в этом году я сам участвую в запуске трех. Надеюсь, мы сможем разобраться, каким образом эти технологии могут помочь людям. Я понял, что не хочу просто публиковать научные работы; я хочу, чтобы эти технологии использовались в реальной жизни.

— Одна из этих компаний занимается технологией расширения возможностей мозга, не так ли?

—Именно. Мы основали небольшую компанию под названием Expansion Technologies, ее цель — рассказать миру об этих теориях расширения возможностей. Конечно, люди могут самостоятельно изучить наши публикации на эту тему, но если мы сможем нести свои идеи в массы, то многие научные и медицинские проблемы будет гораздо проще решить.

Сразу скажу, что все данные по исследованиям можно найти онлайн, мы открыто делимся всей информацией. Мы обучили, наверное, более сотни групп исследователей. При желании каждый может сам провести аналогичное микроскопическое изыскание. Но в отличие от оптогенетики, где всегда можно обратиться в какую-нибудь некоммерческую организацию, чтобы получить ДНК бесплатно или за деньги, эти исследования требуют наличия химикатов, поэтому компания, которая изготавливает наборы необходимых реактивов, доступных любому, экономит время.

Несмотря на то что теория о позитивном мышлении становится все более и более популярной, многие люди по-прежнему не понимают как мыслить позитивно и выражать свои мысли в положительном ключе, когда окружающий мир полон негативна, несправедливости, ограничений, а реальность далека от волшебной сказки.

Позитивным мышлением называют и психологическую концепцию, и хорошую привычку, которая является залогом психологического благополучия индивида. называют новым, правильным мышлением силы, ментальным позитивизмом.

Позитивное мышление применяется как метод мотивационного развития личности, дающий ответ на вопрос о том, как правильно мыслить, чтобы стать успешным, здоровым, богатым, любящим и любимым, счастливым – правильное мышление способно изменить к лучшему любой аспект и сферу жизни.

Мыслить позитивно – не то же самое, что быть неоправданным или легкомысленным пофигистом.

Мыслить позитивно – значит относиться к жизненным трудностям как к возможностям, а не проблемам, искать пути решения актуальных задач, уметь смотреть на ситуацию с разные сторон, мыслить не стандартно, а креативно, быть осознанным и контролировать мышление усилием воли.

Чтобы перестать накручивать себе плохие мысли, нужно усвоить главный принцип и основополагающую идею правильного мышления: мысли и идеи, которые человек считает правдивыми, имеют тенденцию осуществляться в его реальной жизни. Грубо говоря, если думать что все плохо, так оно и будет, а если мыслить позитивно – жизнь будет благополучной.

По большому счету, жизнь такова, какой ее видит и субъективно воспринимает конкретный индивид. Мыслительные образы, господствующие в сознании, определяют образ действий, то есть поступки человека, которые, в свою очередь, определяют образ, стиль и уровень жизни.

Жизнь человека зависит от того, как он привык относиться к происходящим в ней событиям: пассивен он или активен, считает себя ответственным за происходящее или перекладывает ответственность на других, уверен в себе или нет и так далее.

Большинство людей мыслят шаблонно или так, как привыкли, не задумываясь ни о том, что это влияет на качество их жизни, ни о том, что способ мышления можно изменить.

Если человек когда-то научился мыслить негативно, значит сможет научиться мыслить позитивно. Для этого придется постараться и перестроить мышление и мировоззрение.

Вопрос о вере в лучшее, как о твердой убежденности в возможность управлять реальностью, силой (энергией) собственной позитивной мысли, вызывает больше всего вопросов и споров и перебрасывает «мостик» из позитивной психологии в эзотерику. Но бесспорным является то, что человек, который безоговорочно не поверит в себя, свои силы и в то, что он сам творец своей судьбы, вряд ли сможет понять как правильно мыслить.

Техники позитивного мышления

Суть позитивного мышления в том, что человек путем постоянного позитивного влияния осознанного мышления достигает в мыслях продолжительного конструктивного оптимистичного настроения и тем самым повышает удовлетворенность собственной жизнью и ее качеством.

Как научиться контролировать свои мысли? Осознавать их. Осознанность – это непрерывное отслеживание текущих переживаний, состояние, в котором индивид фокусируется на переживании настоящего момента.

В контексте рассматриваемой темы осознанность – умение останавливать негативные мысли и эмоции, как только они появились. Мысли и эмоции взаимосвязаны. Мыслить позитивно невозможно на слишком переменчивом или негативном эмоциональном фоне.

Ощутив негативную эмоцию или заметив промелькнувшую плохую мысль, нужно принять их, так как они естественны, но пресечь, не позволить взять верх над разумом, так как они приходящие явления.

Мысли, чувства, эмоции нельзя отождествлять с собственным «Я». Например, в случае испуга сказать себе: «Да, я боюсь, но я – не страх, я сильнее его, я им руковожу, а не он мной».

Как научиться мыслить правильно? Освоить техники и понять правила позитивного мышления.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКИ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ:

  • АФФИРМАЦИИ

Положительные и конкретные утверждения о том, что хочется иметь. Это короткие утвердительные предложения, сформулированные в настоящем времени. Произносятся аффирмации часто и по нескольку раз, отчего называются формулами самовнушения.

Выражать свои мысли четко и позитивно несложно, нужно лишь сформулировать предельно конкретную цель и исключить из фразы частицу «не». Например, вместо «Я не бедный» говорить «Я богатый».

Люди часто думают и прокручивают в голове то, от чего хотелось бы избавиться, что нежелательно, а также негативные варианты развития событий: «Только бы ни это!», «Завтра снова ужасный день…», «Вряд ли у меня получится».

Такое мышление – привычка, базирующаяся на страхах и неуверенности в себе или возникшая оттого, что так чаще всего думают и говорят значимые люди и большинство индивидов в обществе.
Если человек хочет быть счастливым, он должен приучить себя мыслить позитивно.

Примеры общих аффирмаций: Я богат и всегда буду богат! Успех сопутствует мне по жизни! Я здоров и полон сил! Мои отношения основаны на любви и доверии!

Аффирмации могут быть и более узкими. Например: «Я с легкостью сбрасываю 10 кг лишнего веса, изменив образ жизни» или «Я с легкостью зарабатываю 10 000 $ в месяц».

  • ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Это мыслительное представление, зрительное воображение и «прорисовка» желанной цели. Выражать свои мысли можно не только словесно, но и создавая визуальные образы.

Закрыв глаза, человек может воссоздавать желанное происшествие или предмет, о котором мечтает, словно просматривая фильм или картинку на экране. Если делать это часто, осознанно, старательно, детально, включаясь эмоционально, можно приблизить претворение в жизнь воображаемого.

  • БЛАГОДАРНОСТЬ

Если выкинуть все плохие мысли из головы, можно обнаружить, что в жизни много хорошего. Нужно акцентировать внимание на положительных аспектах жизни и на позитивных сторонах трудностей (а они есть всегда) и быть благодарным за все, что есть. Чаще замечать происходящие в жизни положительные события, отмечать то чувство довольства жизнью и благодарности, которые они вызывают, выражать свои мысли в словах благодарности.

Когда человек ценит то, что имеет, а не завидует или жалуется, что у него чего-то не хватает, душевное состояние нормализуется, возникает ощущение удовлетворенности, спокойствия и радости. С таким настроением проще ставить и достигать цели по улучшению собственной жизни.

Правила позитивного мышления

Чтобы понять как научиться мыслить так, чтобы управлять мыслями, чувствами, поступками и самой судьбой, нужно взять на вооружение правила позитивного мышления:

  1. Проще относиться к жизни, не усложнять ее. Препятствие – шанс для роста и развития, а не трагедия. В сложной ситуации нужно убрать плохие мысли из головы и действовать, веря в лучшее.
  2. Радоваться простым вещам, наслаждаться каждым мгновением жизни и дарить радость окружающим. Улыбка, доброе слово, бескорыстная помощь, легкость и простота в общении помогают ощутить и удовлетворенность жизнью. Выражать свои мысли окружающим лучше с добром и позитивом, тогда они будут отвечать тем же.
  3. Не поддерживать пустые разговоры о болезни, бедности и прочих бедах, не общаться с «тяжелыми» людьми. Это принцип разумного . Есть люди, которые пытаются «заразить» негативом вольно или невольно, при этом их цель – просто пожаловаться на жизнь, поругаться или посплетничать. Если таким людям предлагать пути решения их проблем или попросить сменить тему, они отвергнут предложения, так как настроены «купаться» в негативе, потому их лучше избегать.
  4. Не перегружать себя потоками ненужной информации, негативными новостями, передачами и фильмами, которые или вызывают тревогу. Ежедневно извне поступает огромное количество ложной и правдивой, но ненужной информации. Этот поток нужно уметь «перекрывать» в нужные моменты.
  5. Жить полной жизнью. Успевать и работать и отдыхать, уделять внимание всем областям и сферам жизни – только так можно сохранять гармонию и душевное равновесие. Активный отдых, общение с интересными людьми, пребывание на природе лучше бесконечного унылого лежания на диване.
  6. Любить и ценить себя. Как научиться контролировать свои мысли, когда утрачена ценность собственного «Я» и своей жизни? Людям, которые не любят себя, концепцию позитивного мышления сложно принять. Они не задумываются о том, как правильно мыслить потому что не верят в возможность счастья для себя.
  7. Развиваться как личность. Многие люди приходят к пониманию того, как правильно мыслить самостоятельно. Эти знания приобретаются с опытом и мудростью. Люди, занимающиеся развитием, любящие учиться и узнавать новую полезную информацию, находят ответ на многие вопросы, в том числе и на вопрос о том, как научиться контролировать свои мысли в книгах по психологии.
  8. Вести здоровый образ жизни. Физическое здоровье зависит от душевного и наоборот. Правила здорового образа просты: физические нагрузки, правильное питание, отсутствие вредных привычек, здоровый сон. Все это помогает быть жизнерадостным человеком, контролировать и выражать свои мысли в позитивном ключе.

Итак, позитивное мышление – это особый тип мышления, при котором человек фокусируется:

  • на целях и задачах, а не на проблемах;
  • на желаниях и ресурсах, а не на нуждах и о том, чего недостает;
  • на возможностях, а не ограничениях и препятствиях;
  • на достоинствах, а не недостатках;
  • на удаче и успехе, а не на промахах.

Выражать свои мысли нужно осознанно позитивно, понимая, что от этого зависит качество жизни.

Чтобы каждый день вашей жизни приносил вам максимум положительных эмоций, очень важным умением является способность мыслить в правильном ключе. Многие люди, склонные к негативному мышлению, не смотря н а все их профессиональные достоинства, мало чего могут добиться в жизни, в то время как те, кто смотрит на все с оптимизмом, не обладая при этом какими-нибудь выдающимися способностями, способны достигать всех своих целей.

Помимо того, что что негативные мысли разрушают человеческую психику, они существенно ухудшают и физическое .

Как правило, склонность человека к позитивному или негативному мышлению закладывается еще в детские годы, но если вы испытываете желание измениться в лучшую сторону - то все в ваших руках. Приложив некоторое количество усилий, вы можете задать своей жизни позитивный настрой, который поможет вам стать успешным и довольным собственной жизнью человеком.

Если вы всерьез задумываетесь о том, как правильно мыслить, то вы, скорее всего, осознаете, что у вас имеются некоторые проблемы с мировосприятием. В свою очередь это означает то, что вы находитесь на правильном пути и хотите изменить свою жизнь к лучшему.

Как научиться правильно мыслить? Для этого можно воспользоваться рядом советов и рекомендаций, которые были разработаны ведущими специалистами в области психологии. Давайте рассмотрим их подробнее.

Не накапливайте негатив.

Главное, чему вы должны научиться – не накапливать негатив. Сразу же избавляйтесь от всех негативных эмоций, которые мешают вам жить полноценной жизнью. Относитесь к окружающим с доброжелательностью, с терпимостью относитесь к их слабостям и недостаткам. Человеческая жизнь коротка, так зачем же тратить драгоценное время на страдания, злость или грусть?

Учитесь радоваться жизни.

Радоваться каждому моменту своей жизни не так уж и трудно. Постарайтесь жить так, чтобы максимально обезопасить себя от негативных эмоций. Откажитесь от просмотра политических шоу и новостей, фильмов ужасов и психологических триллеров. Вместо них начните смотреть больше развлекательных передач, комедий, фильмов с романтической атмосферой. Также будет неплохо завести себе какое-нибудь хобби, занятие которым будет приносить вам радость.

Используйте самовнушение.

Одним из самых мощных инструментов, способных помочь тем, кто не знает, как научиться правильно мыслить , является самовнушение. К сожалению, данный метод большинством людей недооценивается, не смотря на то что он показывает впечатляющие результаты в практике психотерапевтов.

Тому, кто хочет решить какую-нибудь возникшую в его жизни проблему, практикующие психологи рекомендуют по нескольку раз в день проговаривать так называемые аффирмации , которые представляют собой специальным образом сформулированные утверждения, оказывающие влияние на того, кто их произносит.

Используя аффирмации можно добиться серьезных результатов, и в корне изменить свою жизнь.

Верьте в то, что вы сможете добиться поставленных целей, и не забывайте о том, что все в ваших руках, и она будет такой, какой вы сами ее сделаете.

Ответ простой: "Чтобы научиться правильно думать, нужно ставить правильные вопросы". Какие вопросы? Смотрите ниже...

Приходящие письма - это не просто чудо. Эти письма частенько приносят такие мысли, что в пору книги писать. Вот, например, прочитайте:

Сократ. Мышление. Логическое мышление. Критическое мышление.

Мало стал думать. Возник вопрос Задумался и получил такой ответ. Думать - это ставить перед собой вопросы и после этого находить ответы на эти вопросы.

Вопросы могут быть такими:

    Что это означает?

    Как сделать так чтобы:?

    Зачем это нужно?

    К чему это приведёт?

    Пока хватит.

А ещё есть мысли. Сосредоточивать своё внимание на мыслях это не означает думать. Так же не означает думать, когда берёшь ответ из своей памяти. Так что получается, задавая себе вопрос, изначально не знаешь на него ответ. А раз не знаешь ответа, то ДУМАЕШЬ, чтобы получить этот ответ. Здесь самое главное направленность на что-то.

Сократ. Мышление. Логическое мышление. Критическое мышление.

А ниже дополнение на эту тему. Если Вы научитесь этими вопросами себя исследовать, результаты Вас.... В общем, хорошо будет Вам житься:-)))

Задавайте правильные вопросы

Хороший способ помочь людям думать над задачей - задавать вопросы. Правильно заданный вопрос, может помочь человеку сопоставить факты и проанализировать свои мысли.

Вопросы, заданные с целью - помочь обучению других, так же известны как "Вопросы Сократа."

"Вопросы Сократа" требуют от Вас внимательно слушать оппонента для оценки высказываний и составления конструктивных вопросов.

Ниже приведено несколько вариантов таких вопросов:

Вопросы для уточнения

    Что Вы имели в виду, сказав ______?

    В чем основная мысль?

    Как _____ связано с _____?

    Не могли бы Вы выразить мысль по-другому?

    Уточните, пожалуйста, Вы имели в виду _____ или _____?

    Какое отношение имеет это к нашей проблеме/спору/расхождениям?

    Джейн, подведите, пожалуйста, итог тому, что сказал Ричард, своими словами? ... Ричард, Вы это имели в виду?

    Не могли бы Вы привести пример?

    Может ли _____ быть хорошим примером для этого?

Сократ. Мышление. Логическое мышление. Критическое мышление.

Вопросы, проверяющие предположения

    Какие Вы делаете допущения?

    Какие предположения делает Джейн?

    Что мы можем предположить вместо этого?

    Мне показалось, что Вы предположили _____. Я Вас правильно понял?

    Все Ваши утверждения основываются на предположении _____. Почему бы Вам не основывать их на _____ вместо _____?

    Вы предполагаете, что _____. Как Вы можете оценить справедливость такого предположения?

    Почему кто-нибудь может сделать такие предположения?

Вопросы, проверяющие факты.

    Объясните, пожалуйста, почему Вы так решили?

    Как это применимо к данной ситуации?

    Есть ли причины сомневаться в этом факте?

    Что бы Вы ответили человеку, утверждающему, что ____?

    Кто-нибудь может привести факты, подтверждающие эту точку зрения?

    По какой причине Вы пришли к этому выводу?

    Как мы можем удостовериться, что это правда?

Сократ. Мышление. Логическое мышление. Критическое мышление.

Вопросы, проверяющие понимание перспектив.

    Что Вы этим предполагаете?

    Когда Вы говорите _____, Вы делаете вывод _____?

    Но, если это могло произойти, что еще может случиться в результате? Почему?

    На что может это повлиять?

    Произойдет ли это неизбежно, или возможно/скорее всего произойдет?

    Какая альтернатива?

    Если _____ и _____ условия, что тогда должно быть истинно?

    Если мы говорим о ____ , то как же насчет _____?

Вопросы, проверяющие понятность задач.

    Как мы можем это обнаружить?

    Что этот вопрос предполагает?

    Не могла бы _____ задать этот вопрос по-другому?

    Можем Вы вообще опустить этот вопрос?

    Вопрос понятен? Мы поняли его?

    Сложно или легко ответить на этот вопрос? Почему?

    Все ли согласны, что вопрос в этом?

    На какие другие вопросы необходимо ответить, прежде, чем думать над этим вопросом?

    Почему этот вопрос необходим?

    Этот вопрос является наиболее важным, или в нем скрыт другой вопрос?

    Видите ли Вы, как это может соотноситься с ________?

Вопросы из книги: Пауль, Р. (1993). Критическое мышление: Как подготовить студентов к быстро меняющемуся миру: Основы критического мышления, Santa Rosa, CA.

Сократ. Мышление. Логическое мышление. Критическое мышление.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.